Курс обучения по профессии " Слесарь по ремонту автомобилей"
- Осуществляется на базе организации-заказчика в любом городе Беларуси (Минск, Гомель, Витебск, Могилев, Брест, Гродно и еще 115 городов, 85 поселков городского типа и более мелкие населенные пункты)!
- Возможно групповое обучение, индивидуальное, применима дистанционная форма обучения по теоретической части. Обучение проводится в группах и индивидуально (без отрыва от работы).
- Для всех желающих предоставляется производственная практика.
- После окончания обучения выдается свидетельство о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии!
Свидетельство о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии!
Категории слушателей и цели обучения
Курс нацелен на освоение профессии слесарь по ремонту автомобилей как с нуля, так и на повышение квалификационного разряда.
В соответствии с требованиям законодательства, продолжительность программы обучения составляет в зависимости от типа подготовки и категории слушателей, но не менее 18 рабочих дней.
слесарь по ремонту автомобилей - это специалист, который занимается ремонтом различных узлов автомобилей. В его обязанности входит выявление неисправностей, устранение их и проведение профилактических работ. В целом, это очень важная профессия, без которой не обходится ни один автомобилист.
В процессе своей работы слесарь по ремонту автомобилей должен знать:
-
основные приемы выполнения работ по разборке отдельных простых узлов;
-
назначение и правила применения используемого слесарного и контрольно-измерительного инструмента;
-
наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов.
-
основные сведения об устройстве автомобилей и мотоциклов;
-
порядок сборки простых узлов; приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов;
-
основные виды электротехнических и изоляционных материалов, их свойства и назначение;
-
способы выполнения крепежных работ и объемы первого и второго технического обслуживания;
-
назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительного инструмента;
-
основные механические свойства обрабатываемых материалов; назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива;
-
правила применения пневмо- и электроинструмента; основные сведения о допусках и посадках;
-
квалитеты и параметры шероховатости;
-
основы электротехники и технологии металлов.
Ни одну из перечисленных работ не получится выполнить без специальной подготовки.
Требования к слушателям
К слушателям предъявляются следующие требования:
-
Возраст – от 18 лет;
-
Отсутствие медицинских противопоказаний.
При поступлении в учебный центр необходимо также предоставить:
-
Заявление;
-
Оригинал и копию документа, удостоверяющего личность (паспорт);
-
Направление организации (кроме лиц, получающих образование за счет средств индивидуальных предпринимателей, физических лиц или собственных средств гражданина);
-
Оригинал и копию документа об образовании (документа об обучении), подтверждающего факт получения любой рабочей профессии с присвоением квалификационного разряда (диплом училища, свидетельство УПК, удостоверение и т.д.);
-
Медицинская справка (для физических лиц, которые проходят производственную практику от учебного центра «К Мечте»).
Процесс обучения
Занятия по профессии слесарь по ремонту автомобилей ведутся как в очной, так и дистанционной формах. Очная теоретическая подготовка проходит в учебных классах нашего центра по заранее составленному плану (по будням или выходным дням). При дистанционном формате слушателю открывается доступ к видеоконференции.
После прохождения теоретической части слушатель приглашается на практические занятия, дата и время которых согласовываются индивидуально.
Для юридических лиц мы проводим выездное обучение на территории предприятия.
Получив теоретическую базу и практические навыки, слушатели получают свидетельство государственного образца.
Программа теоретического обучения включает в себя:
-
Знания об общем устройстве автомобиля,
-
трансмиссии,
-
ходовой части и механизмах управления,
-
двигателе внутреннего сгорания,
-
технологии ремонтно-восстановительных работ ДВС,
-
приемах и методах диагностирования неисправностей.
-
топливная система двигателя внутреннего сгорания.
-
основы электрооборудования автомобиля.
С таким багажом знаний, которые Вы получите на наших курсах слесаря по ремонту автомобилей Вам будут рады на любом предприятии страны!
Учебный центр «К Мечте» предоставляет возможность прохождения производственной практики по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей».
Как проходит практика от учебного центра:
-
Практические занятия осуществляются под руководством опытных мастеров производственного обучения.
-
Количество часов по практике зависит от программы Вашего обучения, но не менее 96 часов.
-
График прохождения производственной практики возможно подстроить под график Вашей работы.
СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ
§ 97. СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ
1-й разряд
Характеристика работ. Разборка простых узлов автомобилей. Рубка зубилом, резка ножовкой, опиливание, зачистка заусенцев, промывка, прогонка резьбы, сверление отверстий по кондуктору в автомобиле, очистка от грязи, мойка после разборки и смазка деталей. Участие в ремонте под руководством слесаря по ремонту автомобилей более высокой квалификации.
Должен знать: основные приемы выполнения работ по разборке отдельных простых узлов; назначение и правила применения используемого слесарного и контрольно-измерительного инструмента; наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов.
Примеры работ.
1. Автомобили - слив воды из системы охлаждения, топлива из баков, тормозной жидкости из гидравлической тормозной системы.
2. Фильтры воздушные и масляные тонкой и грубой очистки - разборка.
§ 98. СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ
2-й разряд
Характеристика работ. Разборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизелей, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м и мотоциклов. Ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей. Снятие и установка несложной осветительной арматуры. Разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов. Выполнение крепежных работ при первом и втором техническом обслуживании, устранение выявленных мелких неисправностей. Слесарная обработка деталей по 12-14-му квалитетам с применением приспособлений, слесарного и контрольно-измерительного инструмента. Выполнение работ средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря по ремонту автомобилей более высокой квалификации.
Должен знать: основные сведения об устройстве автомобилей и мотоциклов; порядок сборки простых узлов; приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов; основные виды электротехнических и изоляционных материалов, их свойства и назначение; способы выполнения крепежных работ и объемы первого и второго технического обслуживания; назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительного инструмента; основные механические свойства обрабатываемых материалов; назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива; правила применения пневмо- и электроинструмента; основные сведения о допусках и посадках; квалитеты и параметры шероховатости; основы электротехники и технологии металлов.
Примеры работ.
1. Автомобили - снятие и установка колес, дверей, брызговиков, подножек, буферов, хомутиков, кронштейнов бортов, крыльев грузовых автомобилей, буксирных крюков, номерных знаков.
2. Картеры, колеса - проверка, крепление.
3. Клапаны - разборка направляющих.
4. Кронштейны, хомутики - изготовление.
5. Механизмы самосвальные - снятие.
6. Насосы водяные, вентиляторы, компрессоры - снятие и установка.
7. Плафоны, фонари задние, катушки зажигания, свечи, сигналы звуковые - снятие и установка.
8. Приборы и агрегаты электрооборудования - проверка, крепление при техническом обслуживании.
9. Провода - замена, пайка, изоляция.
10. Прокладки - изготовление.
11. Рессоры - смазка листов рессор с их разгрузкой.
12. Свечи, прерыватели-распределители - зачистка контактов.
13. Фильтры воздушные, масляные тонкой и грубой очистки - разборка, ремонт, сборка.
§ 99. СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ
3-й разряд
Характеристика работ. Разборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5 м. Ремонт, сборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м. Ремонт и сборка мотоциклов, мотороллеров и других мототранспортных средств. Выполнение крепежных работ резьбовых соединений при техническом обслуживании с заменой изношенных деталей. Техническое обслуживание: резка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов средней сложности. Разборка агрегатов и электрооборудования автомобилей. Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов автомобилей и автобусов. Соединение и пайка проводов с приборами и агрегатами электрооборудования. Слесарная обработка деталей по 11-12-му квалитетам с применением универсальных приспособлений. Ремонт и установка сложных агрегатов и узлов под руководством слесаря по ремонту автомобилей более высокой квалификации.
Должен знать: устройство и назначение узлов, агрегатов и приборов средней сложности; правила сборки автомобилей и мотоциклов, ремонт деталей, узлов, агрегатов и приборов; основные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования; регулировочные и крепежные работы; типичные неисправности системы электрооборудования, способы их обнаружения и устранения; назначение и основные свойства материалов, применяемых при ремонте электрооборудования; основные свойства металлов; назначение термообработки деталей; устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно-измерительного инструмента; допуски и посадки; квалитеты и параметры шероховатости.
Примеры работ.
1. Автомобили легковые, грузовые, автобусы всех марок и типов - снятие и установка бензобаков, картеров, радиаторов, педалей тормоза, глушителей, замена рессор.
2. Валы карданные, цапфы тормозных барабанов - подгонка при сборке.
3. Вентиляторы - разборка, ремонт, сборка.
4. Головки блоков цилиндров, шарниры карданов - проверка, крепление.
5. Головки цилиндров самосвального механизма - снятие, ремонт, установка.
6. Двигатели всех типов, задние, передние мосты, коробки передач, кроме автоматических, сцепления, валы карданные - разборка.
7. Контакты - пайка.
8. Крылья легковых автомобилей - снятие, установка.
9. Насосы водяные, масляные, вентиляторы, компрессоры - разборка, ремонт, сборка.
10. Обмотки изоляционных приборов и агрегатов электрооборудования - пропитка, сушка.
11. Реле-регуляторы, распределители зажигания - разборка.
12. Седла клапанов - обработка шарошкой, притирка.
13. Фары, замки зажигания, сигналы - разборка, ремонт, сборка.
§ 100. СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ
4-й разряд
Характеристика работ. Ремонт и сборка дизельных, специальных грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, импортных легковых автомобилей, грузовых пикапов и микроавтобусов. Разборка, ремонт, сборка сложных агрегатов, узлов и приборов и замена их при техническом обслуживании. Обкатка автомобилей и автобусов всех типов на стенде. Выявление и устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов. Разбраковка деталей после разборки и мойки. Слесарная обработка деталей по 7-10-му квалитетам с применением универсальных приспособлений. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации, составление дефектных ведомостей.
Должен знать: устройство и назначение дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов; электрические и монтажные схемы автомобилей; технические условия на сборку, ремонт и регулировку агрегатов, узлов и приборов; методы выявления и способы устранения сложных дефектов, обнаруженных в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов и приборов; правила и режимы испытаний, технические условия на испытания и сдачу агрегатов и узлов; назначение и правила применения сложных испытательных установок; устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительного инструмента; конструкцию универсальных и специальных приспособлений; периодичность и объемы технического обслуживания электрооборудования и основных узлов и агрегатов автомобилей; систему допусков и посадок; квалитетов и параметров шероховатости.
Примеры работ.
1. Блоки цилиндров двигателей - ремонт и сборка с кривошипно-шатунным механизмом.
2. Валы распределительные - установка в блок.
3. Генераторы, статоры, спидометры - разборка.
4. Гидроподъемники самосвального механизма - испытания.
5. Гидротрансформаторы - осмотр и разборка.
6. Головки блока цилиндров дизельного двигателя - сборка, ремонт, испытания на герметичность, установка и крепление.
7. Двигатели всех типов - ремонт, сборка.
8. Колеса передние - регулировка угла сходимости.
9. Колодки тормозные барабанов, амортизаторы, дифференциалы - ремонт и сборка.
10. Компрессоры, краны тормозные - разборка, ремонт, сборка, испытания.
11. Коробки передач автоматические - разборка.
12. Коробки передач механические - сборка, испытания на стенде.
13. Кузова автомобилей самосвалов, механизмы самосвалов - установка, регулировка подъема и опускания.
14. Мосты передние и задние сцепления, валы карданные - ремонт, сборка и регулировка.
15. Оси передние - проверка и правка под прессом в холодном состоянии.
16. Подшипники коренные - замена вкладышей, шабрение, регулировка.
17. Поршни - подбор по цилиндрам, сборка с шатунами, смена поршневых колец.
18. Приборы и агрегаты электрооборудования сложные - проверка и регулировка при техническом обслуживании.
19. Редукторы, дифференциалы - ремонт, сборка, испытания и установка в картер заднего моста.
20. Реле-регуляторы, распределители зажигания - разборка, ремонт.
21. Сальник коленчатых валов, ступицы сцепления, пальцы шаровые рулевых тяг, поворотные кулачки - замена.
22. Тормоза гидравлические и пневматические - разборка.
23. Управление рулевое - ремонт, сборка, регулировка.
24. Шатуны в сборе с поршнями - проверка на приборе.
25. Шатуны - смена втулок в верхней головке шатуна с подгонкой по поршневому пальцу; окончательная пригонка по шейкам коленчатого вала по отвесу в четырех положениях.
26. Электропровода автомобилей - установка по схеме.
§ 101. СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ
5-й разряд
Характеристика работ. Регулировка и испытания на стендах и шасси сложных агрегатов, узлов и приборов автомобилей и замена их при техническом обслуживании. Проверка деталей и узлов электрооборудования на проверочной аппаратуре и проверочных приспособлениях. Установка приборов и агрегатов электрооборудования по схеме, включая их в сеть. Выявление и устранение сложных дефектов и неисправностей в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов автомобилей и приборов электрооборудования. Сложная слесарная обработка, доводка деталей по 6-7-му квалитетам. Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации. Диагностирование и регулировка систем и агрегатов грузовых и легковых автомобилей и автобусов, обеспечивающих безопасность движения.
Должен знать: конструктивное устройство обслуживаемых автомобилей и автобусов; технические условия на ремонт, сборку, испытания и регулировку сложных агрегатов и электрооборудования; электрические и монтажные схемы любой сложности и взаимодействие приборов и агрегатов в них; причины износа сопряженных деталей и способы их выявления и устранения; устройство испытательных стендов.
Примеры работ.
1. Агрегаты и приборы электрооборудования - установка по полной схеме, включение в сеть, проверка и регулировка их при техническом обслуживании.
2. Валы коленчатые с маховиками - балансировка.
3. Генераторы, статоры, спидометры - ремонт, сборка, испытания, устранение дефектов.
4. Гидроподъемники самосвального механизма - сборка и испытания.
5. Гидротрансформаторы - ремонт, сборка.
6. Двигатели всех типов и марок - испытания на стенде, регулировка, диагностирование.
7. Приборы для проверки трансмиссии, рулевого управления, расходомеры и газоанализаторы - обслуживание, тарировка, ремонт.
8. Мосты передние и задние - замена и регулировка подшипников; тормоза, рулевые управления, системы освещения и сигнализации - диагностирование.
9. Распределители зажигания, реле-регуляторы - проверка на стенде, регулировка, устранение дефектов.
10. Тормоза гидравлические и пневматические - ремонт, сборка, установка и регулировка.
11. Цилиндры, коренные и шатунные подшипники - проверка после испытания на стенде, устранение неисправностей и окончательное крепление всех соединений.
§ 102. СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ
6-й разряд
Характеристика работ. Ремонт, сборка, регулировка, испытания на стенде и шасси и сдача в соответствии с технологическими условиями сложных агрегатов и узлов автомобилей различных марок. Проверка правильности сборки со снятием эксплуатационных характеристик. Диагностирование и регулировка всех систем и агрегатов легковых и грузовых автомобилей и автобусов. Оформление приемо-сдаточной документации.
Должен знать: конструктивные особенности автомобилей и автобусов различных марок; технические условия на ремонт, испытания и сдачу сложных агрегатов и узлов; способы полного восстановления и упрочнения изношенных деталей; порядок оформления приемо-сдаточной документации; правила ремонта и способы регулировки и тарировки диагностического оборудования.
Примеры работ.
1. Коробки передач автоматические - сборка, регулировка, испытания.
2. Стенды для проверки тягово-экономических и тормозных качеств автомобилей - обслуживание, ремонт, тарировка.
3. Приборы для проверки систем электрооборудования, зажигания, пневматических тормозов систем, гидроусилителей рулевого управления - обслуживание, ремонт, тарировка и регулировка.
§ 103. СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ
7-й разряд
Характеристика работ. Диагностика всех механических, электрических и электронных систем и механизмов автотранспортных средств; выявление неисправностей и выполнение работ по их устранению. Составление рекламаций на гарантийные узлы и агрегаты. Испытания и регулировка всех узлов, механизмов и систем автотранспортных средств на стендах после проведения ремонтных работ.
Должен знать: устройство, принцип работы, технологию обслуживания механических узлов и электронных систем автотранспортных средств; порядок работы с испытательными стендами и электронным контрольно-диагностическим оборудованием различных типов; порядок работы с технологической документацией на различных носителях (микрофиши, лазерные диски и т.д.).
Требуется среднее специальное (профессиональное) образование.
Глава 1
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.
1.К выполнению слесарных работ допускаются лица, возраст которых соответствует установленному действующим законодательством, прошедшие медицинский осмотр в установленном порядке и не имеющие противопоказаний к выполнению этих работ, прошедшие обучение по соответствующей программе, проверку теоретических знаний и практических навыков безопасных способов работы и допущенные к самостоятельной работе в установленном порядке.
Перед допуском к самостоятельной работе слесарь должен пройти стажировку в течение 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) под руководством специально назначенного лица.
2.Слесарь допускается к работе с применением электро- и пневмоинструмента после соответствующей подготовки, проверки знаний и получения допуска к выполнению работ с этим инструментом.
Лица, допускаемые к работе с электроинструментом класса I в помещениях с повышенной опасностью поражения электрическим током и вне помещений должны иметь группу по электробезопасности не ниже II, а к работе с электроинструментом II и III класса - I группу по электробезопасности.
3. К управлению грузоподъемной машиной с пола или со стационарного пульта и к зацепке груза на крюк такой машины допускаются после соответствующего обучения, проверки знаний и инструктажа по управлению машиной и строповке грузов в установленном в организации порядке.
4.К работе на простейших станках (сверлильный и шлифовальный станки, механические ножницы и т.д.) допускаются слесари, знающие устройство станков, режим работы на них и правила безопасности выполнения работ.
5.К выполнению работ по пайке допускаются слесари после соответствующей подготовки, проверки знаний и получения допуска к выполнению этих работ.
6. Периодический медицинский осмотр слесарь проходит в порядке, установленном Минздравом Республики Беларусь.
7. Слесарь должен соблюдать требования по охране труда, также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях.
8.Периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда слесарь должен проходить не реже одного раза в 12 месяцев.
9.Слесарь должен:
знать требования, изложенные в технологической инструкции, инструкциях (паспортах) заводов-изготовителей оборудования и инструкциях по охране труда;
знать требования электро- и пожаробезопасности при выполнении работ, знать порядок действия при пожаре и уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.
иметь четкое представление об опасных и вредных производственных факторах, связанных с выполнением работ и знать основные способы защиты от их воздействия; на слесаря могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
недостаточная освещенность рабочей зоны,
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны,
повышенная концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны ,
острые кромки, заусенцы и шероховатость инструментов и оборудования,
подвижные части производственного оборудования,
повышенный уровень шума на рабочем месте,
пожароопасность,
физические перегрузки
электробезопасность
10.Правильно использовать и применять средства индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с условиями и характером выполняемой работы, а в случае их отсутствия или неисправности немедленно уведомить об этом непосредственного руководителя, пользоваться при выполнении работ средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми в соответствии с «Отраслевыми типовыми нормами выдачи средств индивидуальной защиты рабочим и служащим предприятий».
Выдаваемые спецодежда, спецобувь, СИЗ:
Код профе- ссии по ОКРБ 006- 96 |
Наименование средств индивидуальной защиты | Классификация (маркировка) средств индивидуальной защиты по защитным свойствам | Срок носки в месяцах |
Костюм хлопчатобумажный Головной убор Ботинки кожаные Рукавицы комбинированные Перчатки диэлектрические Галоши диэлектрические Зимой на наружных работах дополнительно: куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке сапоги кирзовые утепленные на резиновой подошве рукавицы утепленные В остальное время года на наружных работах дополнительно: плащ непромокаемый сапоги резиновые | 3Ми Ми Ми Эн Эн Тн Тн
СлТн30 Тн Вн В | 12 12 12 До износа Дежурные Дежурные 36 36
24 До износа Дежурный 24 |
11.Немедленно сообщить непосредственному руководителю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, ухудшении состояния своего здоровья, оказывать содействие по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения.
12.Оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшения своего здоровья.
13.Выполнять правила внутреннего трудового распорядка;
14.Соблюдать правила личной гигиены, знать санитарно-гигиенические условия труда и соблюдать требования производственной санитарии.
15..Слесарь не должен подвергать себя опасности и находиться в местах производства работ, которые не относятся к непосредственно выполняемой им работе.
16.Слесарь не должен появляться на рабочем месте или в рабочее время, а также на территории организации в состоянии алкогольного, токсического и наркотического опьянения и не употреблять на рабочем месте, в рабочее время и на производственной территории алкогольные, токсические, психотропные, наркотические вещества.
17.Слесарь несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь за:
выполнение требований технологических инструкций, инструкций (паспортов) заводов-изготовителей оборудования и настоящей инструкций по охране труда, правил пожаро- и электробезопасности, проектов производства работ и технологических карт.
Глава 2
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
18.Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобилей должна обеспечивать безопасность выполнения работ.
19.Ремонт автомобилей должен проводиться в специально предназначенных для этих целей местах (постах), оснащенных приспособлениями и приборами, оборудованием и инструментом (в том числе специализированным), предусмотренными определенным видом работ.
20.Рабочее место и проходы к нему необходимо содержать в чистоте, не загромождать деталями, материалами и посторонними предметами.
21.На месте производства работ не допускается пребывание посторонних лиц.
22.Перед началом работы слесарь должен:
проверить и подготовить средства индивидуальной защиты;
убедиться в отсутствии посторонних предметов на месте проведения работ и, при необходимости, привести в порядок рабочее место и проходы.
проверить исправность и комплектность инструмента, оборудования, приспособлений и инвентаря, необходимых для производства работ;
убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения. Пожарный инвентарь должен быть размещен в специально отведенных для него местах. К средствам пожаротушения должен быть обеспечен свободный доступ
23.При проверке и подготовке средств индивидуальной защиты слесарь должен:
привести в порядок и надеть спецодежду, застегнуть все пуговицы, подвязать обшлага. Одежда не должна иметь свисающих концов, волосы должны быть подобраны под плотно облегающий головной убор;
проверить состояние защитных очков и убедиться в отсутствии повреждений;
проверить состояние диэлектрических перчаток, галош, резиновых ковриков; очистить и обтереть их от пыли, убедиться в отсутствии внешних повреждений, проверить по штампу срок годности; диэлектрические перчатки проверить на отсутствие проколов путем скручивания их в сторону пальцев (при выполнении работ электроинструментом).
24.При проверке исправности ручного инструмента необходимо убедиться в том, что:
бойки молотков и кувалд имеют гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;
рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия изготовлены из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука и т.п.) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе. Рукоятки молотков, зубил и т.п. должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, быть гладкими и не иметь трещин;
инструмент ударного действия (зубила, бородки, просечки и др.) имеет гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов; на рабочем конце отсутствуют повреждения. Инструмент ударного действия должен быть, как правило, длиной не менее 150 мм;
напильники, шаберы и другой инструмент прочно закреплен в рукоятках заостренными концами. Рукоятки должны быть стянуты металлическими бандажными кольцами;
рабочие поверхности гаечных ключей не имеют сбитых скосов, а рукоятки заусенцев. На рукоятке должен быть указан размер ключа. Размер зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более, чем на 0,3 мм.
поверхность металлических ручек клещей гладкая (без вмятин, зазубрин и заусенцев) и очищена от окалины. При пользовании клещами необходимо применять кольца. Размеры колец должны соответствовать размерам обрабатываемых заготовок. С внутренней стороны ручек клещей должен быть упор, предотвращающий сдавливание пальцев руки.
Рабочий инструмент должен быть разложен в удобном для пользования порядке, при этом его следует располагать так, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения.
25.При проверке и подготовке верстака необходимо:
убедиться в его устойчивости. Поверхность должна быть строго горизонтальной, обита листовой сталью, не иметь выбоин, заусенцев и содержаться в чистоте и порядке;
проверить наличие переносного или стационарного защитного экрана для защиты работающих от отлетающих частиц металла;
убедиться в надежности закрепления стационарных приспособлений, устанавливаемых на верстаках (тиски, разметочные плиты и др.);
проверить исправность тисков. Стальные сменные плоские планки губок тисков должны иметь несработанную насечку на рабочей поверхности; подвижная часть тисков должна перемещаться без заеданий, рывков и надежно фиксироваться в требуемом положении, на рукоятке тисков и накладных планок не должно быть забоин и заусенцев.
26.При проверке исправности электроинструмента слесарь должен проверить:
комплектность и надежность крепления деталей;
внешних осмотров исправность кабеля (шнура), его защитной трубки и штепсельной вилки, целостность изоляционных деталей корпуса, рукоятки и крышек щеткодержателей, наличие защитных кожухов и их исправность;
четкость работы выключателя;
работу на холостом ходу.
У электроинструмента класса I, кроме того, должна быть проверена исправность цепи заземления (между корпусом и заземляющим контактом штепсельной вилки).
27.При проверке исправности электропаяльника необходимо:
убедиться, что открытие металлические части электропаяльника надежно изолированы;
проверить внешние осмотром исправности шнура, штепсельной вилки;
убедиться, что ручка паяльника выполнена из изолированного материала и сухая.
28.При проверке исправности пневмоинструмента слесарь должен убедиться в том, что:
рабочая часть пневматического инструмента правильно заточена и не имеет повреждений, трещин, выбоин и заусенцев; боковые грани инструмента не имеют острых ребер; хвостовик ровный, без скосов и трещин и во избежание
самопроизвольного выпадения соответствует размерам втулки, плотно пригнан и правильно центрирован;
корпус пневмоинструмента не имеет трещин и других повреждений;
пневмоинструмент имеет средства виброзащиты и глушитель шума;
шланги не имеют повреждений.
29.При проверке исправности грузоподъемных машин, механизмов и грузозахватных приспособлений необходимо:
проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений (не допускается применение строп, имеющих оборванную прядь; оборванный или выдавленный наружу сердечник, поверхностный износ или коррозию 40% и более; число оборванных проволок на шаг свивки больше допустимого; трещины на крюках или кольцах или их износ 10% и более; прожоги, вмятины, скрутки и другие механические повреждения). Съемные грузозахватные приспособления должны иметь клеймо завода изготовителя или прочно прикрепленную металлическую бирку с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания;
убедиться, что применяемые грузоподъемные машины и механизмы (лебедки, тали, блоки, полиспасты и т.п.) имеют на грузоподъемных элементах (узлах) четкие надписи (или металлические бирки) с указанием на них инвентарного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания; проверить не истек ли срок их технического освидетельствования;
при осмотре лебедки проверить надежность закрепления каната к барабану лебедки; отсутствие косого натяжения и состояния каната, правильность расположения каната на блоках; исправность тормозов и электропривода; наличие ограждения привода;
при осмотре талей обратить внимание на их чистоту; наличие смазки; состояние цепей, канатов, зубьев шестерен и звездочек; надежность зацепления цепей на звездочках и закрепления каната на барабане; исправность электромагнитного тормоза электроталей; состояние электродвигателей, электропроводки и концевого выключателя; отсутствие заеданий механизма и проскальзывания цепей;
при осмотре блоков и полиспастов проверить общее состояние блоков и их отдельных элементов (роликов, щек, подшипников), крепление каната к блоку, смазку роликов и вращение их на оси; обратить внимание на внутреннюю поверхность зева крюка, где чаще всего появляются трещины, на состояние каната, которым оснащен полиспаст, и чистоту каналов для смазки в осях роликов;
при осмотре реечных и винтовых домкратов следует убедиться в исправности зубьев, шестерен и рейки, резьбы винта, храповика, собачек, трещотки, отсутствие трещин, обломанных частей и заусенцев на корпусе домкрата и тормозного устройства у реечных домкратов. Головка винта или рейки должна свободно вращаться вручную, но не иметь слабины. Насечка на опорных поверхностях головки и лап, а также шипы на торцевой поверхности корпусов, предотвращающие скольжение по подкладкам, не должны быть сбиты или стерты. Приварка лап запрещается. При осмотре гидравлического домкрата необходимо проверить состоянии корпуса, манжет и прокладок.
30.При подготовке металлообрабатывающего станка, используемого при слесарных работах, слесарь должен особое внимание обратить на наличие и исправность:
защитных устройств движущихся частей станка (передачи ременные, цепные, зубчатые и пр.);
ограждающих устройств токоведущих частей станка;
заземляющих устройств;
устройств для закрепления режущего инструмента;
измерительного, крепежного инструмента и приспособлений;
предохранительных устройств для защиты от стружки и т.п.
31.Кроме того, при подготовке станка слесарь обязан:
на шлифовальном станке:
убедиться, что зона обработки в шлифовальных станках ограждена защитным устройством (экраном);
проверить крепление защитных кожухов, ограждающих абразивные круги на шлифовальных станках, а также наличие хорошо видимой стрелки, указывающей рабочее направление вращения шпинделя абразивного круга;
проверить состояние абразивных кругов наружным осмотром с целью определения заметных трещин и выбоин;
проверить надежность крепления абразивного круга; наличие прокладок из картона или другого эластичного материала между прижимными фланцами и кругом; надежность крепления гаек, зажимающих фланцы.
на сверлильном станке
убедиться в том, что режущий инструмент изготовлен из соответствующих марок стали и правильно заточен;
на ножницах для резки металла:
проверить состояние ножей на отсутствие вмятин, выщербин, трещин и т.п.;
убедиться в наличии и исправности на гильотинных ножницах направляющей и предохранительной линейки, позволяющей видеть место разреза; упоров для ограничения подачи разрезаемого листа; механических или гидравлических прижимов для фиксации разрезаемого металла; предохранительных устройств, сблокированных с пусковыми механизмами и исключающими возможность попадания пальцев рук под ножи и прижимы.
32.Работа станка должна быть опробована на холостом ходу.
33.Пуск станка в работу разрешается только при отсутствии неисправностей.
34.Перед пуском станка слесарь должен:
убедиться, что пуск станка никому не угрожает опасностью;
убедиться, что масса и габаритные размеры обрабатываемой детали соответствуют паспортным данным станка;
включить устройства для отсоса пыли, мелкой стружки и др.;
отрегулировать местное освещение станка так, чтобы рабочая зона была достаточно освещена, и свет не слепил глаза. При необходимости протереть арматуру и светильник.
35.Перед выполнением ремонта автомобиля слесарь должен убедиться, что:
автомобиль подан на ремонт чистым и в сухом состоянии;
автомобиль-цистерна для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных грузов заземлена и освобождена от газа и груза;
в автомобиле, работающем на сжиженном газе, выработан весь газ, находящийся в системе питания, и закрыты вентили на баллоне.
Глава 3
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ.
36.Приступая к работе, слесарь должен:
надежно закрепить автомобиль путем подставки не менее двух упоров под колеса, затормозить автомобиль стояночным тормозом;
рычаг коробки перемены передач установить в нейтральное положение;
на автомобилях с бензиновым двигателем выключить зажигание, с дизельным – перекрыть подачу топлива, во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена;
вывесить предупредительную табличку на рулевое колесо автомобиля с надписью «двигатель не запускать! Работают люди» На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.
37.При выполнении работ слесарь должен соблюдать следующие требования безопасности:
перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания. Слив топлива следует осуществлять в местах, исключающих возможность его загорания;
разлитое масло или топливо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, установленные вне помещения;
для снятия и установки деталей узлов и агрегатов массой 15 кг и более пользоваться грузоподъемными машинами и механизмами;
приподнятый край автомобиля с помощью любого подъемного механизма при проведении обслуживания или ремонта устанавливать на специальную подставку, выполненную в соответствии с конструкторской документацией;
проводить техническое обслуживание и технический ремонт автомобиля при неработающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
снятие и установку рессор осуществлять после их разгрузки от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок, изготовленных в соответствии с конструкторской документацией;
снятые с автомобиля узла и агрегаты устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали – только горизонтально на стеллажи.
38.Слесарю запрещается:
выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;
подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо специальных подставок диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы.
39.При использовании грузоподъемных машин, управляемых с пола, для выполнения работ, связанных с подъемом и перемещением груза (деталей, узлов, заготовок и т.п.), слесарь должен соблюдать следующие требования безопасности:
сроповку грузов производить в соответствии со схемами строповки. Подъем груза, на который не разработана схема строповки, необходимо производить в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов;
для строповки поднимаемого груза применять стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Стропы следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90º;
надежность закрепления груза и равномерность натяжения стропов проверять при предварительном поднятии груза на высоту не более 200-300 мм. Для перестроповки груз следует опустить;
проследив, чтобы в зоне подъема и перемещении груза не находились люди;
подъем груза производить плавно, без рывков и раскачивания, не допуская его задевания и закручивания строп;
опускать груз на предварительно подготовленное место, где исключается возможность его падения, опрокидывания или сползания;
снимать стропы с груза лишь после того, как он будет надежно установлен, а при необходимости – закреплен.
40.При подъеме и перемещении груза запрещается:
поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепью или крюком грузоподъемной машины;
поднимать (даже кратковременно) грузы массой более, чем это указано на табличке данной грузоподъемной машины;
поднимать груз при косом натяжении троса и цепей;
перемещать груз, находящийся в неустойчивом положении;
перемещать груз волоком;
оттягивать груз во время его подъема; перемещения и опускания, а также выравнивать перемещаемый груз руками;
освобождать с помощью грузоподъемной машины защемленные грузом стропы;
оставлять груз в подвешенном состоянии;
поднимать и перемещать груз с находящимися на нем людьми.
41.При подъеме грузов домкратами следует соблюдать следующие требования:
под домкрат подкладывать деревянную выкладку (шпалы, брусья, доски толщиной 40-50 мм) площадью более основания корпуса домкрата в зависимости от массы поднимаемого груза;
домкрат устанавливать строго в вертикальное положение по отношению к поднимаемому грузу, а при перемещении его – без перекоса к опорной части груза;
головку (лапу) домкрата упирать в прочные узлы поднимаемого оборудования во избежание их поломки, прокладывая между головкой (лапой) и грузом упругую прокладку. Головка (лапа) домкрата должна опираться всей своей плоскостью во избежание соскальзывания груза во время подъема;
вращающиеся части привода домкрата должны свободно (без заедания) поворачиваться вручную;
трущиеся части домкрата периодически смазывать консистентной смазкой;
во время подъема следить за устойчивостью груза;
по мере подъема под груз укладывать подкладки, а при его опускании – постепенно вынимать.
42.При использовании домкратов запрещается:
нагружать домкраты выше их паспортной грузоподъемности;
применять удлинители (трубы), надеваемые на рукоятку домкрата;
снимать руку с рукоятки домкрата до опускания груза на подкладки;
оставлять груз на домкрате во время перерыва в работе;
приваривать к лапам домкратов трубы или уголки.
43.При мойке и очистке автомобильных агрегатов и деталей, необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
мойку и очистку двигателей, деталей и агрегатов автомобилей производить в моечных устройствах или емкостях специально предназначенными для этого пожаробезопасными техническими моющими средствами;
мойку деталей топливной аппаратуры и двигателей, работающих на этилированном бензине, осуществлять только после предварительной нейтрализации отложений тетраэтилсвинца керосином или другими нейтрализующими жидкостями. Керосин должен находиться в небьющейся таре;
концентрация щелочных растворов должна быть не более 2-5%;
после промывки щелочным раствором обязательна промывка горячей водой.
44. Запрещается:
применять бензин для протирки автомобиля и мойки деталей;
пользоваться открытым огнем и курить в помещении (на площадке), где производится мойка деталей горючими жидкостями.
45.Ремонт и замену подъемного механизма грузовой платформы автомобиля-самосвала необходимо проводить после установки под поднятую платформу (кузов) дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания платформы.
46.При ремонте автомобиля-самосвала запрещается:
работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора;
использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;
производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза.
47.Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого вала двигателя или карданного вала, дополнительно убедиться в том, что зажигание выключено (для дизелей – подача топлива прекращена) и рычаг коробки перемены передач установлен в нейтральное положение. Запрещается проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.
48.При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящемся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, слесарь должен пользоваться лежаком.
Работать лежа на полу (земле) без лежака запрещается.
49.При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей необходимо применять подмостки или лестницы-стремянки. Применять приставные лестницы запрещается.
50.Для работы впереди и сзади автомобиля и для перехода через осмотровую канаву следует пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее – специальными лестницами.
51.При работе ручным инструментом слесарь должен соблюдать следующие требования безопасности:
пользоваться только исправным инструментом и соответствующим своему прямому назначению;
при работе гаечными ключами подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку; нельзя поджимать гайку рывком;
при работе зубилом, молотком или другим инструментом ударного действия пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами;
проверять соосность отверстий при помощи конусной оправки, а не пальцев;
при откручивании заржавленных винтов и гаек деталь прочно зажимать в тисках или укреплять на стенде;
при переносе инструмента защищать его острые части.
52.При использовании ручного инструмента запрещается:
применять подкладки при зоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек;
при отвертывании и завертывании гаек и болтов удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами;
при опиливании предметов с острыми кромками поджимать пальцы рук под напильник при его обратном ходе;
оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;
53.При пайке проводов электропаяльником во избежание поражения электрическим током и ожогов необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
напряжение электропаяльника, как правило, должно быть не выше 36 В, в сухих помещениях допускается выполнять работы при напряжении сети 127 или 220 В;
во время работы пользоваться диэлектрическими перчатками, галошами или резиновым ковриком;
нагретый паяльник во время перерывов ставить на специальную металлическую подставку. Класть горячий паяльник на верстак или на пол запрещается;
следить, чтобы паяльник не перегревался;
снимать с поверхности паяльника лишний припой во избежание стекания расплавленного припоя.
54.Слесарю при работе с электропаяльником запрещается:
охлаждать в воде электропаяльник;
соприкосать провода с металлическими горячими, влажными и масляными поверхностями или предметами;
оставлять электропаяльник без надзора и включенными в электросеть;
55.Требования безопасности при работе с электроинструментом.
56.Перед включением электроинструмента необходимо проверить:
соответствие напряжения и частоты тока в электрической сети напряжению и частоте тока электродвигателя электроинструмента, указанным на табличке;
надежность закрепления рабочего исполнительного инструмента (сверл и др.).
57.Во время работы электроинструментом слесарь должен следить за:
состоянием рабочего инструмента;
целостностью деталей корпуса рукоятки, защитного ограждения;
появлением повышенного шума, стука, вибрации;
появлением дыма или запаха, характерного изоляции.
58.Если во время работы обнаружится неисправность электроинструмента или слесарь почувствует хотя бы слабое действие тока, работа должна быть немедленно прекращена и неисправный инструмента сдан для проверки и ремонта.
59.Прекращать работу с электроинструментом следует при возникновении хотя бы одной из следующих неисправностей:
повреждение штепсельного соединения, кабеля или его защитной трубки;
повреждение крышки щеткодержателя;
нечеткая работа выключателя;
искрение щетки на коллекторе, сопровождающееся появлением кругового огня на его поверхности;
вытекание смазки из редуктора или вентиляционных каналов;
появление дыма, или запаха, характерного для горящей изоляции;
появление повышенного шума, стука, вибрации;
поломка или появление трещин в корпусной детали, рукоятке, защитном ограждении;
повреждение рабочей части инструмента;
исчезновение электрической связи между металлическими частями корпуса и нулевым защитным штырем питательной вилки.
60.При использовании электроинструмента запрещается:
натягивать, перекручивать и перегибать кабель; ставить на него груз, а также допускать пересечение его с тросами, кабелями и рукавами газосварки;
разбирать и производить самим какой-либо ремонт (как самого электроинструмента, так и проводов, штепсельных соединений и т.п.);
работать электроинструментом с приставных лестниц;
удалять стружку или опилки руками во время работы инструмента (стружку следует удалять после полной остановки электроинструмента специальными крючками или щетками);
касаться руками вращающегося режущего инструмента;
использовать в качестве рычагов случайные предметы;
обрабатывать электроинструментом обледеневшие и мокрые детали;
оставлять без надзора электроинструмент, присоединенный к сети, а также передавать его лицам, не имеющим права с ним работать;
работать электроинструментом, у которого истек срок периодической проверки.
61.Требования безопасности при работе с пневмоинструментом.
62.Присоединить шланги к пневматическому инструменту и соединять их между собой необходимо с помощью ниппелей или штуцеров и стяжных хомутов. Крепить шланги проволокой запрещается.
63.До присоединения шланга к пневматическому инструменту следует продуть воздушную магистраль, после присоединения шланга к магистрали – и шланг. Свободный конец шланга при продувке должен быть закреплен.
64.Подключение шланга к магистрали и инструменту, а также его отсоединение необходимо производить при закрытой запорной арматуре. Шланг должен быть размещен так, чтобы была исключена возможность случайного повреждения или наезда на него транспорта. Не допускается также пересечение шлангов тросами, кабелями и рукавами газосварки.
65.Подавать воздух к пневматическому инструменту следует только после установки его в рабочее положение.
66.Во время работы с пневмоинструментом слесарь должен следить за:
тем, чтобы не было утечки воздуха в местах присоединения шлангов, а также за целостностью шлангов:
состоянием рабочего инструмента, целостностью деталей корпуса, рукоятки, защитного ограждения;
появлением шума, стука вибрации;
давлением сжатого воздуха в магистрали.
67. При перерывах в работе, обрыве шлангов и различных неисправностях следует немедленно прекратить подачу сжатого воздуха к пневматическому инструменту (закрыть запорную арматуру).
68.При использовании пневмоинструмента с неотрегулированными клапанами и с приставных лестниц;
исправлять, регулировать и менять рабочую часть инструмента во время работы при наличии в шланге сжатого воздуха;
работать пневматическим инструментом без средств виброзащиты и управления рабочим инструментом, а также без глушителя шума;
держать при работе пневматическим инструментом за его рабочую часть;
оставлять без надзора пневмоинструмент, присоединенный к воздушной магистрали;
передавать пневмоинструмент лицам, не имеющим право пользоваться им;
во время работы натягивать или перегибать шланги пневматического инструмента;
прекращать подачу воздуха к инструменту переламыванием шлангов или завязыванием их узлом;
переносить пневмоинструмент за шланг или рабочую часть.
69.Требования безопасности при выполнении работ на станках.
69.1.При выполнении работ на станках необходимо соблюдать следующие общие требования безопасности:
обрабатываемые на станках заготовки или детали должны надежно закрепляться;
установку и закрепление обрабатываемой детали, приспособлений и инструмента производить на полностью остановленном станке;
не брать и не подавать через работающий станок какие-либо предметы, не подтягивать болты, гайки и другие соединительные детали станка. Не облокачиваться на станок, не класть на него инструмент, заготовки, изделия и т.п.
70.Запрещается:
работать на неисправных станках и оборудовании, а также на станках с неисправными или незакрепленными ограждениями;
открывать и снимать ограждения и предохранительные устройства во время работы станка.
70.1.Слесарь должен остановить станок и отключить от питающей сети вводным выключателем ручного действия в случаях:
прекращения подачи электроэнергии;
перерыва в работе;
возникновения вибрации;
подтягивания болтов, гаек и других соединительных деталей танка;
чистки и смазки, уборки опилок и стружки;
работы электродвигателя на две фазы (гудения), обрыва заземляющего провода.
71.При работе на шлифовальном станке необходимо:
полировать и шлифовать мелкие детали с применением специальных приспособлений и оправок, исключающих возможность ранения рук. Работать с деталями средних и крупных размеров следует в защитных рукавицах;
при обработке шлифовальными кругами изделий, не закрепленных жестко на станке, пользоваться подручниками. Зазор между краем подручника и рабочей поверхностью шлифовального круга должен быть меньше половины толщины полируемого изделия,
но не более 3 мм. На краях подручников со стороны шлифовального круга не допускаются выбоины, сколы и другие дефекты;
обрабатываемую деталь подводить к кругу плавно, без ударов; нажимать на круг без усилий;
не приближать лицо к вращающемуся шпинделю и детали при наблюдении за ходом обработки;
не прикасаться к движущейся обрабатываемой детали и шлифовальному кругу до полной их остановки;
следить за тем, чтобы круг изнашивался равномерно по всей ширине рабочей поверхности;
при уменьшении диаметра круга вследствие срабатывания частота его вращения может быть увеличена, но без превышения рабочей скорости, допустимой для данного круга;
не выполнять на танке с абразивным инструментом операции, для которых он не предназначен (разрезание проволоки, зачистка мелких деталей вручную, обдирка дерева и др.).
72.Запрещается:
эксплуатация кругов с трещинами на поверхности, с отслаиванием эльборосодержащего слоя, а также не имеющих отметки об испытании на механическую прочность или с просроченным сроком хранения;
применять при закреплении круга насадки на гаечные ключи и ударный инструмент;
использовать на станках с ручной подачей изделий рычаги для увеличения усилия нажатия обрабатываемых деталей на шлифовальный круг;
тормозить вращающийся круг нажатием на него каким-либо предметом;
удерживать руками инструмент на весу при заточке;
работать боковыми (торцевыми) поверхностями круга, если он не предназначен для этого вида работ.
73.В процессе работы на сверлильном станке слесарь должен соблюдать следующие требования безопасности:
обрабатываемые детали (за исключением особо тяжелых) надежно установить в соответствующие приспособления (тиски, кондукторы и т.л.), прочно закрепляемые на столе или фундаментной плите станка и закрепить в них. Для крепления тонкого листового металла следует применять специальные приспособления (гидравлические, рычажные и др.);
надежно закреплять и точно центрировать сверла в патроне станка;
режущий инструмент подводить к обрабатываемой детали постепенно, плавно, без удара;
при сверлении глубоких отверстий периодически выводить сверло из отверстия для удаления стружки;
удалять стружку с просверливаемой детали и стола только тогда, когда инструмент остановлен;
для съема инструмента применять специальные молотки и выколотки, изготовленные из материала, от которого не отделяются частицы при ударе.
74.Запрещается:
вставлять и вынимать сверло из шпинделя до полного прекращения его вращения. Удалять сверла из шпинделя следует специальным клином, который нельзя оставлять в пазу шпинделя:
пользоваться инструментом с забитыми или изношенными конусами и хвостовиками;
во время работы станка проверять рукой остроту режущих кромок сверла, глубину отверстия и выход сверла из отверстия в детали, охлаждать сверла мокрой ветошью;
останавливать выключенный станок нажимом руки на шпиндель или патрон;
удерживать просверливаемую деталь руками;
работать на станке в рукавицах при сверлении. Установку и снятие крупногабаритных деталей необходимо производить в рукавицах только после остановки станка;
75.При работе на гильотинных ножницах слесарь должен:
следить за исправным состоянием и прочным креплением ножей, периодически проверяя отсутствие ослабления в прижимных болтах;
следить за плотным прилеганием полосы и листа к столу;
при обработке листов и полос, превышающих размеры стола, применять специальные приставные подставки и упоры;
не допускать скопления у ножниц нарезанных заготовок и обрезков.
76.При работе на ножницах запрещается:
разрезание узких полос, которые не могут быть прижаты прижимами;
эксплуатация ножниц при наличии вмятин, выщербин или трещин в любой части ножей, а также при затупленных и неплотно соприкасающихся режущих кромках ножей.
77.При проведении медницко-жестяницких и кузовных работ необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
демонтирование кузова и кабины автомобилей, подлежащие ремонту, должны быть установлены на специальные подставки или стенды и находиться в устойчивом и удобном для проведения работ положении;
рихтовку крыльев и других деталей из листового материала осуществлять непосредственно на автомобиле или на специальных стендах;
перед правкой крыльев деталей из листов стали очистить их от ржавчины металлической щеткой у местного отсоса;
при изготовлении деталей и заплат из листовой стали острые углы, края и заусеницы должны быть зачищены;
все работы с листовым металлом производить только в рукавицах;
в процессе работы обрезки металла складировать в специально отведенное место (ящики).
78.При испытании и опробовании тормозов необходимо:
для испытания и опробовании тормозов на стенде принимать меры, исключающие самопроизвольные скатывание автомобиля с валиком стенда;
испытания и опробования тормозов на ходу производить на площадке, размеры которой должны исключать возможность наезда автомобиля людей, строения и т.д. в случае отказа тормозов;
для регулировки тормозов после их проверки полностью остановить автомобиль и выключить двигатель. Пускать двигатель и трогать автомобиль с места следует только после того, как водитель убедиться, что лица, производящие регулировку, находятся в безопасной зоне.
79.При проведении шиномонтажных работ необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
монтаж и демонтаж шин следует проводить только при помощи предназначенных для этого оборудования, устройств, приспособлений и инструмента с применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих;
перед снятием колес автомобиль должен быть вывешен на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного механизма. В последнем случае под поднимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть автомобиля – специальную подставку (козелок);
демонтаж шины с диска колеса необходимо осуществлять после полного снятия давления в камере шины. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде с помощью съемного устройства;
шину на диск колеса, имеющего замочное кольцо, допускается монтировать при условии отсутствия повреждений обода диска колеса и повреждений замочного кольца. Необходимо следить за тем, чтобы замочное кольцо полностью вошло в выемку обода;
не допускается проводить подкачку колес без снятия с автомобиля, если нарушена сборка колеса или давление в колесе снижено более, чем на 40% от нормативного значения;
накачивание колес, имеющие замочные кольца, следует осуществлять с применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих при вылете замочного кольца.
80.При проведении шиномонтажных работ запрещается:
выбивать диск кувалдой (молотком);
при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;
монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;
во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой;
накачивать шину свыше нормы, установленной заводом-изготовителем;
перекатывать вручную колеса, диски и шины; следует пользоваться для этой цели специальными тележками или тельферами;
применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца, не соответствующие данной модели
81.При проведении технического обслуживания и ремонта газобаллонных автомобилей слесарь должен соблюдать следующие требования безопасности:
работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования;
герметичность газовой системы питания проверять сжатым воздухом, азотом или инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях;
газовое оборудование предохранять от загрязнения и механических повреждений;
агрегаты газовой аппаратуры снимать только в остывшем состоянии (при температуре поверхности деталей не выше 60ºС);
при любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана закрыть расходные и магистральные вентили, а неисправные узлы – снять с автомобиля и направить на проверку в специальную мастерскую (на специализированный участок);
промывку редукторов высокого и низкого давления производить после снятия их с автомобиля в специально предназначенных для этой цели местах;
перед проверкой (регулировкой) приборов электрооборудования на газобаллонном автомобиле тщательно проверить герметичность газовой системы питания и проветрить пространство под капотом двигателя;
при техническом обслуживании и ремонте газовой аппаратуры, работающей на сжиженном газе, строго соблюдать меры предосторожности от попадания газа на открытые части тела;
если при проведении ремонтных работ по автомобилю и двигателю возникает вероятность механического повреждения узлов и магистрали газовой системы питания, они должны быть демонтированы с автомобиля;
82.При техническом обслуживании и ремонте газобаллонных автомобилей запрещается:
производить ремонт аппаратуры при наличии горючих и легковоспламеняющихся грузов, а также людей в кузове или кабине автомобиля;
запускать двигатель при утечке газа;
выпускать газ из баллона вне установленного места;
подтягивать резьбовые соединения и снимать с автомобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;
проверять герметичность соединений огнем и пользоваться им для каких-либо целей;
очищать краску и красить наполненный газом баллон;
при открывании и закрывании магистрального и расходных вентилей применять дополнительные рычаги;
пользоваться неомедненным инструментом;
пускать двигатель и работать на смеси двух топлив (бензина и газа);
ремонтировать газовую аппаратуру при работающем двигателе (при работающем на газе двигателе разрешается производить только регулировку холостого хода);
при ремонте пользоваться паяльными лампами и другими средствами подогрева с открытым пламенем.
Глава 4
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
83.По окончании работы слесарь должен:
отключить электроинструмент от электрической сети; вынуть вставной рабочий инструмент, тщательно протереть электроинструмент и смазать вставной рабочий инструмент; сдать электроинструмент лицу, ответственному за его сохранность и исправность, или убрать его в специально отведенное для хранения место (если работы выполнялись с применением электроинструмента);
отключить электропаяльник от электрической сети; убрать его в специально предназначенное для этого место (если работы выполнялись с применением электроинструмента);
отключить электропаяльник от электрической сети; убрать его в специально предназначенное для этого место (если работы выполнялись с применением электропаяльника);
закрыть запорную арматуру на воздушной магистрали, вынуть рабочий инструмент; отсоединить шланг от инструмента и от магистрали и свернуть его в кольцо; тщательно протереть пневматический инструмент и смазать вставной рабочий инструмент; сдать или убрать пневматический инструмент и шланг в специально предназначенное для хранения место (если работы выполнялись с применением пневматического инструмента);
освободить крюк от груза; убрать съемные грузозахватные приспособления в отведенное для хранения место; если автомобиль остается в специальных подставках, проверить надежность его установки. Не оставлять автомобиль на тросе грузоподъемной машины (если при выполнении работ использовалась грузоподъемная машина);
выключить станок и обесточить электрооборудование (если работа выполнялась на станке);
привести в порядок рабочее место;
собрать ручной инструмент и приспособления, убрать их в отведенное для этого место;
аккуратно сложить материалы, заготовки, детали, узлы и т.п.;
обтирочные материалы, бывшие в употреблении, сложить в металлические ящики;
сообщить непосредственному руководителю работ о недостатках, выявленных во время работы;
снять спецодежду в специально отведенном месте.
Глава 5
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
84.При возникновении пожара вблизи места производства работ слесарь должен:
прекратить выполнение работ;
принять меры по обесточиванию электрооборудования (если работа выполнялась на станке) или отключить от сети электроинструмент (если работа выполнялась с применением электроинструмента или электропаяльника);
опустить груз (при работе с грузоподъемной машиной);
принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения. Запрещается применять пенные огнетушители и воду для тушения загораний электроустановок и кабелей, находящихся под напряжением;
если невозможно устранить пожар собственными силами, сообщить непосредственному руководителю работ и вызвать пожарную охрану;
85.В случае возникновения пожара на газобаллонном автомобиле необходимо:
перекрыть магистральный и баллонный вентили при работающем двигателе;
увеличить число оборотов коленчатого вала и быстро выработать газ, оставшийся в системе питания;
сообщить непосредственному руководителю работ и вызвать пожарную охрану;
принять меры к ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения; баллон с газом обильно поливать холодной водой с целью предупреждения чрезмерного повышения в нем давления.
86.При несчастном случае (травмирование, ожог, отравление, внезапное заболевание) слесарь обязан оказать доврачебную помощь пострадавшему.
Примечание. Данная инструкция носит рекомендательный характер, поэтому при ее применении надлежит учитывать особенности конкретной организации.
Наши услуги по обучению предоставляют Вам следующие преимущества:
1. Комплексное обучение: мы предоставляем полный курс обучения, включающий в себя теоретическую и практическую подготовку. Работник с этой профессией должен знать устройство и назначение узлов, агрегатов и приборов средней сложности; правила сборки автомобилей и мотоциклов, ремонт деталей, узлов, агрегатов и приборов; основные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования; регулировочные и крепежные работы; типичные неисправности системы электрооборудования, способы их обнаружения и устранения; назначение и основные свойства материалов, применяемых при ремонте электрооборудования; основные свойства металлов; назначение термообработки деталей; устройство универсальных специальных приспособлений и контрольно-измерительного инструмента; допуски и посадки; квалитеты и параметры шероховатости.
2. Практическое обучение: в процессе обучения вы изучите: Выявлять неисправности и определять причины их возникновения; Ремонтировать двигатель, трансмиссию, систему охлаждения и топливную систему; Заменять и регулировать тормозные механизмы, систему выхлопа и подвеску автомобиля; Обслуживать и заменять аккумуляторы, свечи, фильтры и ремни;
Осуществлять диагностику автомобилей с помощью компьютерной программы; Убирать за собой и поддерживать чистоту и порядок в мастерской.
Наши опытные инструктора научат Вас всем этапам процесса работы.3. Подготовка к экзаменам: мы предоставим Вам все необходимые материалы и информацию, чтобы Вы могли успешно сдать экзамен и получить востребованную профессию «Слесарь по ремонту автомобилей».
4. Индивидуальный подход: мы понимаем, что каждый слушатель имеет свои потребности и уровень подготовки. Поэтому мы используем индивидуальный подход к каждому клиенту, учитывая его особенности и цели обучения. Наши преподаватели будут наставлять и поддерживать вас на каждом шагу.
5. Карьерные возможности: профессия «Слесарь по ремонту автомобилей» откроет перед Вами широкие карьерные возможности. Получение профессии расширит Ваши профессиональные горизонты и поможет Вам найти работу в желаемой области.
Заинтересовало обучение на Слесарь по ремонту автомобилей?
Пройти полное качественное обучение с выдачей свидетельства государственного образца Вы можете в нашем учебном центре. По всем вопросам вы можете позвонить нашему менеджеру – контакты есть в шапке сайта. Все консультации абсолютно бесплатны!